Сколько огнетушителей должно быть в автобусе: требования безопасности
Оглавление
Автомобиль – потенциально опасное средство передвижения. Его проводка работает на значительных токах, по разнообразным распределительным сетям перемещается горючее, смазочные вещества.
Пожар легкового автомобиля – страшное зрелище. Машина может полностью сгореть за пару минут.
Но пассажиры такого транспортного средства с высокой вероятностью успеют его покинуть. Совсем иначе обстоит дело с автобусами.
Люди просто не способны быстро его покинуть. Поэтому нормы, сколько огнетушителей должно быть в автобусе для перевозки пассажиров – четко регламентированы и должны соблюдаться неукоснительно.
Назначение огнетушителя в автобусе
Пожар в автобусе – явление комплексное.
Здесь присутствует:
- горение твердых веществ с высокой вероятностью возобновления процесса после первичного подавления, присутствия тления, выделения токсичного дыма (обивка, элементы отделки, покрытие пола);
- пожары электропроводки с высокой энергетической заряженностью;
- возгорание жидких веществ (топливо и масло).
Огнетушитель в автобусе требования, к которому весьма широки – должен быть достаточно универсальным. При этом его конструкция и характер огнетушащего вещества обязаны гарантировать эффективность применения после хранения в условиях постоянного действия вибрации, нагрева, бросков влажности.

Применение огнетушителя в условиях автотранспорта подчиняется некоторым несложным правилам. Действовать необходимо максимально оперативно, осуществляя подавление пламени в зоне пожара до его развития.
После распространения огня – его не удастся победить. Потушить автобус или даже горящую легковушку по силам только пожарной машине.
Поскольку огнетушители для автобуса отличаются достаточно скромным зарядом и могут обработать малую площадь – знания, как привести устройство в действие и где именно оно находится, может спасти множество жизней в критической ситуации.
Какие огнетушители должны быть в автобусе
Для автомобильного транспорта нормативные документы четко не ограничивают, какие огнетушители должны быть в автобусе.
Однако все допуски и минимальную параметрику отсчитывают от порошковых устройств.
Такой выбор лидера вполне оправдан. Порошковый огнетушитель справляется с возгораниями твердых и жидких веществ, может применяться для тушения проводки с низким напряжением.

Другие типы устройств всегда имеют недостатки, включая и сугубо эксплуатационные.
- Углекислотные модели крайне плохо тушат возгорание твердых веществ, которые могут возобновить горение.
- Водные и пенные вызывают значительный вторичный ущерб материалам салона, способны полностью уничтожить электронную начинку, бортовой компьютер автобуса.
- Газовые и водные – имеют меньший срок хранения, отличаются повышенной стоимостью перезарядки.
Поэтому сегодня большинство предложений средств борьбы с огнем в автомобильном транспорте — это именно порошковые устройства.
Ответ на вопрос, сколько огнетушителей должно быть в автобусе – дан в СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители требования к эксплуатации» в приложении В.
Согласно этому своду правил, каждое транспортное средство для перевозки пассажиров должно оснащаться не менее, чем двумя устройствами. Порошковый тип оборудования – явно и четко рекомендован.
Количество огнетушителей на автобусах, а также меры их крепления и места размещения – отличаются для разных стран.
Однако согласно законам Российской Федерации – каждое автотранспортное средство, применяемое при пассажирских перевозках любого типа, должно иметь два устройства для борьбы с возгоранием.

Оборудование для борьбы с огнем должно быть закреплено на кронштейнах. Их конструкция обязана обеспечивать легкое вынимание устройства, одновременно не допуская его выпадения, смещения во время движения автобуса из-за вибрации. Запрещено устанавливать огнетушители на высоте, при падении с которой он может нанести травмы или иные повреждения человеку.
При необходимости, к примеру, близком расположении контура отопления салона – огнетушитель должен быть защищен от воздействия температур выше 50 градусов Цельсия.
Существуют и другие требования к типу, размещению, количеству огнетушителей. К примеру, порошковые устройства рекомендуется заправлять универсальными порошками АВСЕ.
Нормативный срок перезарядки огнетушителей составляет не реже одного раза в два года для устройств, расположенных в салоне, не менее 1 раза в год для оборудования, подвергаемого воздействию высокой температуры, перепадов влажности, других негативных факторов.
Расположение огнетушителей в транспорте
Согласно нормативному своду правил, места расположения огнетушителей в городских автобусах регламентированы конструкцией транспортного средства, разработанной производителем.
Однако одно требование остается неизменным. Огнетушитель обязательно находится в зоне кресла водителя, в непосредственной близости, в области легкого доступа.

Второе устройство по нормам закона должно располагаться в салоне. Его конкретная локализация также должна предусматривать легкий доступ, для оперативной борьбы с огнем.
Запрещено монтировать огнетушители на кронштейны в закрываемых нишах, под задними сидениями, в других местах, не допускающих свободного маневрирования.
Заключение
Следование нормативам оснащения транспортных средств огнетушителями – обязательно для предприятий, оказывающих услуги в сфере как местных, так и междугородних, международных пассажирских перевозок. Однако стоит дополнительно озаботиться собственной безопасностью.
При входе в автобус – никто не запрещает поинтересоваться у водителя, где находится второй огнетушитель в салоне.
Для полных гарантий – можно попросить показать маркировку с данными последней заправки.
Это нормальное желание человека, который хочет быть готовым к оперативным действиям и хочет убедиться, что ему ничего не угрожает.