Пожарная безопасность на судне: причины возгорания, виды сигнализаций
Оглавление
Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах
Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.
Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:
- эксплуатация неисправного электрооборудования;
- курение в местах для этого необорудованных;
- сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
- загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
- неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.
К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:
- перегруз трюмов пожароопасным грузом;
- неправильное складирование различных видов материалов;
- ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.
Пожары на водном транспорте опасны тем, что:
- ограничены способы и возможности эвакуации;
- присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
- противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.
Виды средств пожаротушения, использующихся на судах
Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.
Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется дренчерные средства пожаротушения на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.
В жилых помещениях предпочтительнее спринклерная система пожаротушения на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.
Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.
Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.
Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.
Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.
Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах
В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.
Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.
Обратите внимание!
В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.
Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:
- электрические устройства
- пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
- извещатели, реагирующие на появление дыма
- температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
- дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
- автоматические и ручные виды сигнализации
- комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.
В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?
Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.
Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.
Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:
- машинное отделение с дизельными двигателями;
- судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
- отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
- вентиляционные сети.
Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:
- в жилых каютах;
- на камбузе;
- в коридорах.
В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.
Выбор пожарной системы
Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.
При выборе необходимо учитывать следующие факторы:
- назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
- размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
- количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
- наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.
При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:
- возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
- площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
- скорость реагирования и время работы пожарной системы;
- автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
- опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
- возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.
Заключение
Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.