Лифты для перевозки пожарных подразделений: габариты и принцип действия
Оглавление
Оперативное прибытие пожарных к месту возгорания – это залог того, что пожар будет скоро потушен и не принесет много беды.
Чтобы попасть в горящее здание используются как внешние средства – телескопические лестницы, так и внутренние – лифты для перевозки пожарных подразделений.
С помощью этих грузоподъемных систем обеспечивается оперативная доставка спасателей и их снаряжения к месту возгорания. Также их могут использовать для быстрой эвакуации пострадавших.
Обычные гражданские лифты, устанавливаемые в каждом доме, не подойдут для доставки пожарной команды.
Дело в том, что экипировка спасателя, средства пожаротушения весят много, поэтому обычный лифт для подъема экипированной команды не подойдет. В таком случае должны быть предусмотрены специальные лифты, грузоподъемность которых составляет более 600 кг.
Область использования пожарных лифтов
Спецлифты для подъема пожарного расчета могут располагаться внутри и вне зданий. Обязательно должно быть специальное ограждение, созданное из негорючих материалов.
Оно должно иметь дверные проемы, вентиляционную систему и различное вспомогательное оборудование, требуемое при эвакуации и борьбе с огнем.
В основном, установка лифтов для пожарных в зданиях проводится внутри, поскольку извне они портят дизайн помещений и не вписываются в окружающую архитектуру других зданий.

Лифтами для подъема спасателей должны оснащаться следующие объекты:
- здания, за исключением многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м;
- многоквартирные жилые дома высотой более 50 м;
- детские учебные и воспитательные заведения высотой больше 5 м;
- больницы, поликлиники, здравницы, превышающие по высоте 5 м;
- дома престарелых, пансионаты, санатории высотой больше 5 м.
Основные характеристики пожарных лифтов
Спецлифты по своей конструкции, принципу работы и управления несколько отличаются от обычных лифтовых систем. На их крыше обязательно предусмотрен люк, который может использоваться для эвакуации как потерпевших, так и самих спасателей.
Для управления работой кабины используются только механические кнопки нажимного типа, сенсорными клавишами и прочими инновационными системами пользоваться запрещено. Открывание дверей происходит с минимальной скоростью.

Плавность хода позволяет среагировать на ситуацию, которая сложилась на этаже, оперативно принять решение и, при необходимости, быстро закрыть дверь, чтобы избежать попадания огневого потока внутрь кабины.
Двери лифтов производятся из специального огнеустойчивого материала, который способен выдержать прямое воздействие огня на протяжении одного часа.
Спецлифты пожарных комплектуются специальными блоками управления, которые при возникновении пожара все кабины опускают на первый этаж в ожидании команды спасателей. При сработавшей противопожарной системе лифты будут заблокированы, обычный человек их вызвать не сможет.
Это можно будет сделать только посредством специального ключа-активатора, имеющегося у команды спасателей. Таким способом регламентируются режимы перевозок пожарных подразделений в лифтах.
Размеры, грузовесовые показатели
Габариты шахт и устанавливаемых в них кабин зависят от типа зданий, они различаются для жилых и общественных строений:
- жилые здания – габаритные размеры спецлифтов регламентируются нормативным документом СНиП 2.08.01;
- прочие объекты (промышленные, общего назначения) – габариты пожарных лифтов определяют согласно ПУБЭЛ.
Что касается грузоподъемности используемых кабин, то для строений жилого сектора она должна составлять 630 кг, а для производственных/общественных объектов – 1000 кг. Требуемая скорость движения лифта определяется из соотношения Н/60 (м/с), где Н – это высота здания.
Конструкция
Все конструкционные элементы спецлифтов производятся из негорючих материалов, способных длительное время выдерживать высокие температуры, не деформируясь и не теряя своих физических свойств.
Корпус кабины должен выдерживать нагрузку не менее 630/1000 кг, а размеры пожарного лифта, ширина и глубина, должны быть не менее 1,1 и 2,1 м соответственно. Это позволит расположить в кабине инвалидов колясочников, а также носилки.

Современные подъемные установки для команд спасателей обязательно оснащаются резервным источником питания, к ним прокладывается пожароустойчивый кабель, обеспечивающий постоянство связи с членами команды, которые остались на земле. Скорость лифта должна быть такой, чтобы кабина к верхним этажам могла добраться за промежуток времени чуть больше одной минуты.
Особые требования выдвигаются и к шахтам. Для их производства используются негорючие материалы, которые способны поддерживать способность кабины перемещаться на протяжении не менее 2-х часов от начала пожара.
При подъеме кабины на нужный этаж ее двери открываются и удерживаются кнопкой. В случае ее отпускания они сразу же закроются, обеспечивая защиту пожарных внутри кабины.
Правила установки
Расположение шахт, по которым будут перемещаться лифты для перевозки пожарных подразделений, планируется на этапе проектирования зданий.
Для этого учитываются вероятные пути перемещения пожарного расчета внутри будущего зданий, в котором может возникнуть пожар.
Шахта должна располагаться таким образом, чтобы обеспечивать максимально быстрый доступ из кабины в любую точку этажа. В основном установка спецлифтов выполняется в специально отведенном холле или непосредственно возле кабин пассажирских лифтов.

В обычное время лифты пожарных расчетов могут использоваться для перевозки людей и транспортировки грузов. При срабатывании пожарной сигнализации они переходят в режим работы с пожарным расчетом.
Спецлифты должны поддерживать работоспособность даже в тех случаях, когда в их шахтах создается избыточное давление за счет работы противодымных систем. На полу кабины обязательно устанавливается противоскользящее покрытие, исключающее падение спасателя, одежда которого обильно смочена водой или пеной.
Нормативные требования
К конструкциям шахт и кабин, местам установки и к последующей эксплуатации спецлифтов выдвигаются специальные требования. Все они закреплены в действующей нормативной документации и являются обязательными для исполнения.

Основными регламентирующими документами являются следующие стандарты:
- ГОСТ 28911;
- ГОСТ 53296–2009;
- ГОСТ 22.9.11–2013;
- ГОСТ 3047.1;
- ГОСТ 52382–2010.
Согласно этим документам, конструируются пожарные лифты, выполняется их монтаж, обслуживание, проводится эвакуация пострадавших.
Заключение
Использование на объекте спецлифтов для перевозки пожарных расчетов позволит команде спасателей оперативно начать тушение пожара, а при потребности и выполнить эвакуацию людей.
Благодаря специальной конструкции и применении пожароустойчивых материалов эти грузоподъемные системы отличаются высокой надежностью и способны работать длительное время в условиях прямого контакта с огнем. Для поддержки их работоспособности важно выполнять их проверку по регламенту.